ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ:
27-29 ноября 2014
СРЕДСТВА:
Участие бесплатное.
Организацию и проведение семинара поддержало частное лицо.
Кофе-брейки: 3 000 рублей.
Читать о семинаре на сайте СибТЮФ
Семинар «Эффективная подготовка к Турниру юных физиков» предназначен для школьных учителей физики и педагогов дополнительного образования, которые уже руководят или собираются руководить командами, участвующими в Турнире.
Участники семинаров школьные учителя физики и педагоги дополнительного образования, которые уже руководят или собираются руководить командами, участвующими в Турнире.
Формат семинара рассчитан на 10–15 участников.
- Целью семинаров является содействие развитию творческой активности и популяризации физики среди школьников.
- Задачи семинаров:
- Привлечение интереса к ТЮФ в регионах РФ.
- Подготовка тренеров к работе со школьниками для участия в коллективных состязаниях старшеклассников в умении решать сложные научные проблемы.
- Выявление и поддержка талантливых детей и молодежи в области физики.
- Популяризацией соревнований ТЮФ среди школ, школьников, родителей, других заинтересованных лиц.
- Содействие обмену опытом среди участников и созданию сетевого сообщества.
Программа семинара:
- Освоение работы с программой PascoCapstone и некоторыми датчиками Pasco.
- Для тренеров команд ТЮФа этот семинар полезен и тем, что показывает , как Pasco можно использовать для решения турнирных задач, появились какие-то новые идеи в решении.
- Изучение программы «Живая физика»
На семинаре демонстрируются и лично апробируются тренерами простые и, в то же время, эффективные подходы к постановке эксперимента.
План лабораторных работ:
- Осовение датчика относительного давления Приобретение опыта по задаче «Два воздушных шарика».
- Освоение датчика освещённости. Приобретение опыта по задаче «Мокрое и тёмное»
- Освоение датчиков вращения и силы Приобретение опыта по задаче «Искусственная мышца»
- Освоение цифрового осциллографа Приобретение опыта по задаче «Кошачий ус»
- Освоение фотоворот и аналогового датчика напряжения Приобретение опыта по задаче «Затенённый полюс»
- Освоение утилиты видеорегистрации PASCO Приобретение опыта по задаче «Планер Магнуса»
Результаты проекта:
В семинаре участвовало 16 человек: шесть из Новосибирска, трое из Новокузнецка и по одному из Барабинска, Бердска, Краснообска, Лебедёвки, Междуреченска, Тальменки, Татарска. Многие из учителей приехали не в первый раз – сформировался круг постоянных участников.
День первый
1) Опыт с воздушным шариком: измерение избыточного давления с помощью датчика отно-сительного давления. Вывод результатов в цифровом виде и в виде графика давления от време-ни. Реально занимались не физикой, а освоением интерфейса программы: способы представле-ния данных, настройки внешнего вида рабочего листа. масштабирование графика.
2) Планер Магнуса: видеозапись движения на скоростную камеру и её обработка. Настройка режима обработки, трассировка, проигрывание видео с разными скоростями, представление результатов в виде графиков. Использование калькулятора для вычисления полной скорости по её проекциям.
3) Живая физика: первые шаги в освоении. Настройка рабочего листа и среды. Установка шага интегрирования. Рисование простейших объектов и настройка их параметров: свойства, изображение и геометрия. Ввод данных с помощью регуляторов. Представление результатов в виде графиков.
День второй
1) Измерение отражающей способности мокрого и сухого песка с помощью датчика света высокой чувствительности. Разные режимы работы датчика. Сравнение результатов разных групп и учёт апертуры при измерениях.
2) Измерение зависимости частоты вращения электродвигателя от напряжения. Подключение фотоворот. Использование калькулятора для вывода частоты вращения. Измерение зависимости частоты от времени. Контроль частоты с помощью скоростной видеокамеры. Установка правильных параметров фотоворот. Подача напряжения в форме пилы; использование калькулятора для получения зависимости частоты вращения от напряжения. Регулировка амплитуды постоянного напряжения с помощью калькулятора.
3) Живая физика. Повторение: рисуем маятник и настраиваем его параметры. Построение фазовой диаграммы в координатах «угол — угловая частота». Добавление затухания. Взаимодействие заряженного маятника с фиксированным постоянным зарядом. Превращение постоянного заряда в зависящий от времени, использование формул. Настройка шага интегрирования.
4) Экскурсия в ЗАО «Аэрозащита». Рассказ В. Д. Данилова о тепловом насосе.
5) Консультация по задачам ТЮФ текущего сезона.
День третий
1) Сообщение М. В. Буданцева о возможностях портала GetAClass для учителя.
2) Измерение зависимости силы упругости резинового шнура от растяжения с помощью датчика силы и датчика вращения. Настройка датчиков. Как измерять перемещение с помощью блока? Повторение навыков, освоенных в предыдущие дни. Построение графика энергии де-формации от перемещения: интегрирование с помощью калькулятора.
3) Обзор Интернет-ресурсов: ролики GetAClass и PASCO. Другие режимы использования датчиков. Сообщение М. Ю. Солодовникова об использовании роликов GetAClass в учебном процессе. Ознакомление с планами съёмки роликов GetAClass.
4) Написание участниками отзывов о семинаре.
5) Обмен опытом подготовки команд к выступлению на турнирах.
6) Измерение вольтамперной характеристики диода. Составление принципиальной схемы, использование датчика тока и напряжения. Работа в режиме осциллографа.
Отзывы участников
Глущенко Елена Павловна
Лицей 113, Новосибирск
Этот семинар уже четвертый, в котором я принимаю участие. Семинар был очень полезный, как и ожидалось, потому что всегда полезно учиться чему-то новому. На этот раз самым полезным было освоение работы с программой PASCO Capstone и некоторыми датчиками PASCO. Изучение такого дела самостоятельно тоже увлекает, но занимает слишком уж много времени, поэтому лучше, чтобы рядом был «более продвинутый пользователь», который мог бы подсказать.
Именно для тренеров команд ТЮФа этот семинар был полезен и тем, что стало ясно, как PASCO можно использовать для решения турнирных задач, появились какие-то новые идеи в решении.
Изучение программы Живая физика — тоже интересный этап работы, но пары-тройки часов для этого, конечно же, недостаточно. Так что первоначальные навыки в минимальном количестве появились, а дальше надо уже двигаться самостоятельно.
Спасибо организаторам семинара. Ждем следующего. J
Боброва Майя Александровна
Лицей 20, Междуреченск
Новосибирск встретил нас, кемеровчан, температурой –25–30°. Каждое утро мы небольшой группой — я, Ярик, Оксана Ивановна и Михаил Юрьевич — выходили из общежития и направлялись в технопарк пешком! Таких крутых прогулок не было у меня давно. Организм не мог понять, зачем все эти испытания, и холод, и большие расстояния? Но цель была одна — пообщаться с замечательными, талантливыми и самоотверженными педагогами, набраться опыта, зарядиться позитивом и начать решать задачи ТЮФ с еще большим энтузиазмом!!!
Грачёва Ольга Евгеньевна
Лебедёвская СОШ
Я принимаю участие в таком семинаре в первый раз. Пока не являюсь тренером команды участников ТЮФ, но возникло желание дать детям такую возможность. Чтобы готовить детей (быть тренером), надо самой иметь представление о том, как проходит ТЮФ, что необходимо для решения задач. Именно с этой целью послала заявку и очень благодарна организаторам, что мне такую возможность предоставили. По окончании семинара: во-первых, пришло понимание к чему нужно готовить детей и как; во-вторых, неоценимый опыт по работе с PASCO. Надеюсь это поможет в работе с Архимедом, второй год никак не могу начать работу с ним (нужно было время и компания, чтобы разобраться). Теперь уверена: проведу ряд экспериментов с теми датчиками, что есть в наличии. Уже есть планы по работе к НПК школьников. Было очень интересно и полезно моделировать эксперименты в программе Живая физика. Узнала нужные для работы интернет-ресурсы. Успела посмотреть несколько роликов, колоссальная работа, материал подаётся доступно и интересно. Буду способствовать продвижению в сообщество учителей Искитимского района. Спасибо большое.
Пятаева Ирина Николаевна
ИЛ НГТУ, Новосибирск
На семинары стараюсь приезжать на каждую сессию. Именно потому, что каждый раз нахожу для себя много нового и интересного. Во-первых, коллектив творческих, ищущих учителей, желающих развиваться постоянно. Во-вторых, собственно новые технологии. Даже имея опыт работы с PASCO ранее, выяснила для себя новые возможности этого оборудования, о которых даже и не догадывалась. И наконец, самое главное, зарядка энергией, оптимизмом и профессионализмом от фанатов своего дела Щетникова А. И. и Колчина А. А. Спасибо!