Очередной семинар Эффективная подготовка к турниру юных физиков прошёл в Технопарке новосибирского Академгородка 02-04 марта 2017 года. На этот семинар мы пригласили как тренеров команд, так и школьников, так что взрослые и школьники работали вместе. В семинаре участвовало 15 человек: 6 взрослых и 9 школьников. (В первый раз школьников было больше, чем взрослых.)
Семинар проводился в традиционной форме «первые два дня решаем задачи по группам, в третий день участвуем в учебном физическом бое». Посмотрев на состав участников, мы за два дня до семинара заменили две задачи из трёх, и поступили очень правильно. В результате у нас образовалось две задачи, которые можно было в каком-то смысле «дорешать до конца», и ещё одна, в которой всё оказалось гораздо сложнее, чем мы думали; в ней участники конечно же тоже продвинулись, но настоящего понимания процессов, на мой взгляд, так и не наступило. Впрочем, сама задача оказалась для семинара вполне подходящей, так как явление легко воспроизводилось и первое объяснение можно было предложить почти сразу — другое дело, что это объяснение, судя по результатам следующих экспериментов, оказалось сомнительным. Вот список задач, над которыми мы работали на семинаре:
Прозрачная пленка. Если печатный текст накрыть прозрачной полиэтиленовой пленкой, то его можно легко прочесть. При удалении пленки от текста буквы становятся нечеткими, и на некотором расстоянии текст прочесть не удается. Исследуйте это явление.
Зависимость S от T. На двух концах трубочки нанесены буквы S и T. Трубочка приводится во вращение нажатием пальца на один из концов. При этом мы видим или только букву S, или только букву T. Объясните это явление.
Лодочка. Постройте лодочку, приводимую в движение силами поверхностного натяжения. Какое наибольшее расстояние может пройти ваша лодка? Какую наибольшую скорость может она развить?
Есть ещё один момент, который я хотел бы отметить в этом отчёте. Мы предполагаем, что участники семинара собираются на него, чтобы не просто порешать задачи, но и научиться некоторым навыкам, которых у них, возможно, ещё нет. О том, что эти навыки действительно важны, организаторы семинара знают из своего многолетнего опыта. Поэтому мы иногда буквально навязываем участникам то или иное действие (это относится не к физике, мы в неё стараемся никак не вмешиваться, но к планированию работ — на задачу дано два дня, а на третий день уже бой! — и к тому, как лучше оформить доклад). И мы видим, что когда к нашим советам прислушиваются, это благотворно сказывается на общем результате.