ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ:
16–18 апреля 2015 года
СРЕДСТВА:
Участие бесплатное.
Организацию и проведение семинара поддержало частное лицо.
Кофе-брейки: 3 000 рублей.
Читать о семинаре на сайте СибТЮФ
Семинары тренеров ТЮФ начали проводиться в декабре 2012 года. Некоторые участники первых семинаров за это время стали опытными тренерами, и подготовленные ими команды занимают в 2015 году призовые места на турнирах.
Весенний семинар предназначен для новичков, у которых ещё не было опыта участия в семинарах или работы с командами.
При работе с новичками необходимо возвращаться к основам ТЮФ, объяснять саму структуру турнира, но самое главное — показывать на примере, как решаются задачи и как организуется работа с командой. Организаторы задают исходные смысловые контексты семинара, подбирают задачи для решения и организовывают рефлексию учителями своей работы как имитации подготовки к турниру школьных команд.
Тем самым за три дня участники проигрывают весь цикл подготовки и участия школьной команды в настоящем турнире юных физиков.
Участникам семинара предлагаются три задачи:
1. Пробирка. Нагруженная пробирка или бутылочка плавает в воде и совершает вертикальные колебания. Рассчитайте период колебаний и измерьте его. Объясните разницу между результатами расчёта и измерений и сделайте соответствующие оценки.
2. Сила магнита. Исследуйте, как зависит от расстояния сила, с которой стальной шарик, находящийся на оси цилиндрического магнита, притягивается к этому магниту. Объясните результат.
3. Ускоритель. Когда на жёсткую поверхность сбрасывают большой мяч с поставленным на него сверху маленьким мячом, маленький мяч отскакивает вверх значительно выше, чем если бы его бросали на ту же поверхность в одиночку. Исследуйте это явление.
Планируется семинары для новичков повторять раз в два года, чтобы на турнире появлялись новые команды, представляющие себе, к чему нужно готовиться.
Результаты проекта:
Очередной семинар программы «Эффективная подготовка к турнирам юных физиков» прошёл 16–18 апреля 2015 года.
Семинар был седьмым по счёту. На него были приглашены только новички, у которых ещё не было опыта участия в семинарах или работы с командами. Приехало 9 человек. Территориально два участника были из Новосибирска, четверо из Новосибирской области (Бердск, Евсино, Лебёдёвка, Черепаново, и трое из других регионов (Красноярск, Набережные Челны).
Семинар прошёл по классической схеме имитации: учителя работали в командах, проживали подготовку к физическому бою и сам бой. Тем самым за три дня они проиграли весь цикл подготовки и участия школьной команды в настоящем турнире юных физиков.
Благодаря внятной постановке задач команды работали достаточно самостоятельно, особенно во второй день. Регулярная помощь требовалась в основном по вопросам теоретического объяснения полученных экспериментальных результатов. Решавшиеся командами задачи были относительно несложными, и все три команды подготовили к третьему дню хорошие презентации. Это создало ситуацию успеха, и стало понятно, что за пять месяцев подготовки вполне возможно решить 6–7 задач и к Сибирскому турниру юных физиков
Регулярное рефлексивное оборачивание ситуации на семинаре на ситуацию подготовки команд к турниру подогревало педагогический интерес участников семинара.
На третий день был проведён физический бой. Каждый участник семинара попробовал себя в одной из трёх ролей докладчика, оппонента, рецензента.
Все, кто не работал в текущем раунде у доски, побывали также в роли членов жюри. Это и способствует более объективному отношению к своей собственной работе: её приходится оценивать по тем же критериям, что и выступления других команд. Тем самым происходит подготовка новых членов жюри, которые смогут адекватно судить Сибирский ТЮФ.
В целом семинар прошёл удачно, учителя с интересом включились в работу.
Отзывы участников семинара:
Грачёва Ольга Евгеньевна
Лебедёвская школа
… Мои ожидания от семинара полностью оправдались. При подготовке детей к турниру этот опыт очень пригодится. Впечатления от семинара самые положительные. Мне очень нравится атмосфера, в которой проходят семинары тренеров, нравятся цели, которые ставятся и решаются на них. Я приобретаю неоценимый опыт работы, который распространяется и на урочную деятельность.
Чиляева Надежда Михайловна
Новосибирск, гимназия 12
Ожидания перед семинаром. Опыт участия в турнире юных физиков не имела, однако, принимали участие в ТЮЕ. Конечно, много вопросов, связанных с решением задач, глубиной изучения или погружения в теорию. Скорее всего, больше вопросов по технологии организации работы над задачей; особенно – оценка реальности (достоверности) моделирования, учета погрешностей. Представление задач на турнирах разного уровня имеют различия, поэтому, как потенциальным участникам, полезно узнать о требованиях, предъявляемых на турнирах Сибирского ТЮФ.
Реальность. Погружение в роль «исследующего ребенка» оказалось для меня достаточно сложным. Всегда хотелось услышать одобрения, указания дальнейшего пути в продвижении. Страх показаться некомпетентным, безусловно, присутствовал, хотя, комментарии руководителей вдохновляли на работу. Выступление перед аудиторией с результатами своей работы показало, что четкий план оппонирования и рецензирования, должен отрабатываться досконально и тщательно. Много практических знаний, значимых нюансов получено в ходе боя.
Будущее. Желание участвовать в ТЮФ! Сложно, кропотливо, последовательно. Теперь надо самой анализировать план работы для ребят, себя (руководителя команды), коллег. Семинар был очень для меня полезен. Спасибо! Благодарю наших руководителей за создание и поддержание атмосферы творческого поиска! Надеюсь на новые встречи!
Винокурова Светлана Борисовна
Черепаново, школа 3
В таком мероприятии я участвую в первый раз. Общие моменты организации боёв я представляла после школы-тренинга с детьми. Что я ожидала от семинара? Получить чёткое представление о подготовке (самое непонятное), ходе и правилах боёв и возможности участия нашей команды в следующем ТЮФе. В итоге, как готовиться к бою я услышала и приняла для себя опыт коллег (но пока совсем не определила, как это сделать для себя, в своей ситуации). Очень внятно и понятно увидела и, главное, поучаствовала в реальном бое. Это колоссальный опыт, и никакая теория его не заменит! Общую картину и правила я поняла. Несомненно — форма очень интересная и продуктивная, стоит применять, и я, конечно, попробую.
Огромная благодарность организаторам семинара! Погружение получилось!
Соколова Наталья Викторовна,
Красноярск, лицей 6
Мы приехали из Красноярска для того, чтобы познакомиться с правилами и особенностями ТЮФ. Ранее о ТЮФ ничего не знали. Прочитали анонс семинара и соотнесли ТЮФ с математическими боями. Основная цель: усвоить правила игры. Не менее важная цель — определиться с необходимыми ресурсами.
Семинар практический. Спасибо за отсутствие «воды». В течение этих трёх дней мы почувствовали себя в роли участников ТЮФ, научились использовать оборудование, которое увидели впервые. За время семинара я лучше разобралась в некоторых вопросах физики и ещё раз поняла, что-то «что я знаю, что ничего не знаю». В кулуарах семинара обсудили возможность вступления команды нашей школы в ТЮФ. Постарались найти плюсы для развития ребёнка с помощью игры ТЮФ.
Мне лично очень понравился сад в атриуме. И огромное спасибо за общежитие, нам было удобно. Теперь и Академгородок Новосибирска для нас не просто карта в Яндексе. Огромное спасибо руководителям семинара за практические советы и грамотные замечания.