Очередной семинар Эффективная подготовка к турниру юных физиков прошёл в Технопарке новосибирского Академгородка 02-04 марта 2017 года. На этот семинар мы опять пригласили как тренеров команд, так и школьников, по одному участнику от команды, так что взрослые и школьники работали вместе. В семинаре участвовало 17 человек: 10 взрослых и 7 школьников. (А вообще за время проведения семинаров в них приняло участие 96 человек.)
Семинар проводился в исследовательском ключе. Мы взяли задачу ТЮФ 2013 «При-думай сам», в которой предлагалось построить мост из листа бумаги А4, который выдерживал бы наибольшую прочность. Эту задачу мы сократили до следующей формулировки: как предельная нагрузка, которую выдерживает трубка длиной 297 мм, скрученная из листа бумаги А4, зависит от диаметра трубки? Этого вопроса нам на три дня вполне хватило.
Сначала все участники семинара занимались сбором данных, изготавливая трубки разного диаметра и тестируя их на предельную нагрузку, приложенную по середине трубки. Было установлено, что самыми прочными являются трубки с внутренним диаметром 15 мм, выдерживающие нагрузку около 20 Н. Трубки меньшего и большего диаметра являются менее прочными, причём предельная нагрузка для трубок с крайними значениями диаметров (6 мм и 30 мм) опускалась до 8 Н.
Этот экспериментальный материал приводит к следующим вопросам:
- Почему при изменении диаметра трубки в 6 раз предельная нагрузка в самом грубом приближении остаётся неизменной?
- Почему она всё-таки падает в обе стороны от 15 мм?
- Как вообще происходит разрушение трубчатого моста?
- Какой параметр является определяющим для разрушения моста: сама величина нагрузки или создаваемый этой нагрузкой момент?
Для исследования последнего вопроса две группы изготовили несколько десятков тру-бок диаметра 15 мм и производили испытания, прикладывая нагрузку не по центру, но сдвигая её точку приложения от середины трубки к её краю. В результате этих испытаний было выяснено, что трубки обрушиваются одной и той же силой, вне зависимости от того, где она приложена, что противоречит привычному представлению о том, что обрушивание происходит, когда критической величины достигает момент силы. Были проверены и трубки этого же диаметра но разной длины — результат оказался таким же. Попытки ещё двух групп усиливать 15 мм трубки перераспределением материала тоже ни к чему не привели. Наконец, ещё одна группа занималась изготовлением трубок треугольного сечения — они оказались несколько менее прочными, чем круглые.
В целом этот так исследования привёл к пониманию того, что надо говорить не о «тонких» и «толстых» трубках, но напротив, о «толстостенных» и «тонкостенных». Толсто-стенные трубки ведут себя на начальном этапе испытания похоже на обычный сплошной брус, прогиб которого растёт пропорционально приложенной силе; а потом в какой-то момент времени верхняя стенка такой трубки теряет устойчивость, и мост сразу же обрушивается. Тонкостенные трубки сразу же начинают деформироваться не только по длине, но и по сечению. Затем на боках такой трубки появляются две вмятины, которые постепенно увеличиваются в размерах и растут вверх. Когда эти две вмятины встречаются на-верху трубки, мост обрушивается.
Дискуссии о том, как именно происходит потеря устойчивости тонкостенной трубки при её изгибе, были очень обширными и интересными, но пересказать их здесь я не возьмусь. Из теоретического материала мы разобрали в качестве примера простейшую модель потери устойчивости системой из двух одинаковых балок, соединённых между собой пружинным шарниром.
Что касается самого семинара, то от его проведения я в очередной раз испытал глубокое удовлетворение. Мы собираем вместе учителей и школьников и в течении трёх дней решаем задачу, выходящую не только за рамки школьного курса физики, но также и вузовского курса сопротивления материалов. Мы продвигаемся вперёд в исследовательском режиме, когда никто, и ведущие семинара в том числе, не имеет понятия о том, до какой степени мы сможем продвинуться в задаче. Три дня, отданные чистым занятиям физикой. Понятно, что такие занятия нужны далеко не всем учителям физики, и не всем школьникам. Но для тех, кому они нужны, мы создаём возможность поработать над хорошей зада-чей — и в режиме экспериментов, которые делаются по группам, и в общей научной дискуссии. Это клуб учителей физики, уникальный по своим принципам и устройству. И я рад тому, что он у нас есть. Мы продолжаем уникальное дело, начатое В.И.Шелестом четверть века назад, с большой пользой для всех, кто в нём участвует.