Татьяна Александровна Кокшарова
Лицей 6, Бердск
Очередной семинар тренеров ТЮФ проходил в новом формате — погружение. Тема погружения «Введение в теорию перспективы». О такой форме работы или обучения я слышала раньше, но самой участвовать раньше не приходилось. Ощущения и впечатления от происходящего в первые два дня работы самые противоречивые: от безумного интереса, когда хочется тут же пробовать «это» решать, до полного неприятия, когда не хотелось делать то, что требовалось в данный момент. Попробую восстановить характер моей деятельности по порядку, как запомнилось.
Первая задача, с которой началась работа групп, вызвала у меня интерес: сразу было понятно, что есть какое-то очень простое и доступное решение. Однако, работая в команде, начали делать какие-то очень разные вещи, было пятьсот идей, в результате через час оказалось, что рассказывать другим группам нечего, кроме обрывков тех самых идей. Правда, и в других группах, как выяснилось, полностью «раскрученных» идей нет, а некоторые очень похожи на наши. Отведенное на первоначальную
работу время сначала показалось категорически недостаточным, но
позже я поняла, что так, пожалуй, и надо. Потому что после общего обсуждения, когда посмотрел на идеи других команд, на свои идеи со стороны (когда пытаешься их донести до других людей), работа становится значительно продуктивней, ибо уже что-то лишнее отбрасывается.
Кстати, очень понравилась идея насчет проецирования видимого на мольберт художника. А мы пытались это реализовать эмпирическим путем, используя вместо рельсов и шпал “клетчатый» пол в коридоре и фотоаппарат, что вообще-то частично подтвердило одну из наших идей.
На «втором круге» работы в командах мы уже что-то там решали и строили, занимаясь по сути проективной геометрией, которую кто-то не очень и знал, а кто-то основательно забыл, но именно тут мне почему-то было интересно, так как было над чем подумать, что понять, что искать, т.е. была более конкретная тема для размышлений, а не поиски в темной комнате черной кошки, которой там нет… Вот тут очень помогало совместное обсуждение с другими членами команды, когда кто-то что-то вроде понял, а при попытках объяснить остальным выплывают «неувязки», разобравшись с которыми находили что-то еще. Вот тут бы я еще порешала, но не дали, перешли опять к общему обсуждению…
И так два дня. Серия задачек, вырастающих из предыдущих, работа над ними, обсуждение, а потом финальное задание по картине…
В общем, два полярных ощущения:
1) форма понравилась, люблю грузить мозги, особенно когда есть возможность поразминать их в кругу других заинтересованных людей; такую форму работы было бы здорово освоить, чтобы работать со своими детьми;
2) содержание работы скорее не вдохновило, очень бы хотелось поближе к физике, потому что пока с трудом представляю настолько длинную и широкую «дорожку» задач по физике, чтобы крутить ее с продуктивным выходом.
Третий день совместной работы с капитанами команд в режиме тренировочных боев безусловно актуален в свете подготовки к российскому турниру, давно хотелось бы к семинарам тренеров ТЮФ подключать ребят, так как они учатся быстрее и эффективнее нас!