ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ:
28 февраля — 2 марта 2013
СРЕДСТВА:
Участие бесплатное.
Организацию и проведение семинара поддержало частное лицо.
Кофе-брейки: 3 000 рублей.
Читать о семинаре на сайте СибТЮФ
Семинары программы «Эффективная подготовка к Турниру юных физиков» — это активная форма обучения, адресованная школьным учителям физики, которые руководят или собираются руководить командами, участвующими в Турнире. Второй семинар программы прошёл с 30 февраля по 2 марта 2013 года на базе «Полигона юного физика» в Академпарке Новосибирского Академгородка. В семинаре приняли участие 10 преподавателей физики из Новосибирска, Бердска, Новокузнецка, Прокопьевска. Из этого состава 5 человек уже участвовало в первом семинаре в декабре 2012 года, и ещё 5 приняли участие в семинаре в первый раз.
Участники были разбиты на три команды. За два дня команда должны была проделать полный цикл исследований по двум задачам, включающий постановку и выполнение экспериментов, разработку теории и сопоставление её с результатами эксперимента. Команды могли пользоваться заготовленными «полуфабрикатами» установок, имеющимися на полигоне инструментами, приборами и датчиками PASCO, скоростной видеокамерой, выходом в Интернет. Параллельно с исследовательской работой команды готовили слайды и репетировали доклады. На третий день прошёл учебный физический бой, в котором каждый участник семинара либо поработал у доски в роли докладчика, оппонента или рецензента, либо попробовал себя в качестве члена жюри.
Список задач
- Сила магнита. Экспериментально исследуйте, как зависит от расстояния сила, с которой стальной шарик, находящийся на оси полосового магнита, притягивается к этому магниту. Объясните результат. Решения команд.
- Элеватор. Как давление сыпучего вещества на дно высокого цилиндрического сосуда зависит от уровня, до которого засыпано это вещество? Решения команд.
- Глубина резкости. Экспериментально определите зависимость глубины резкости фотоаппарата от величины диафрагмы. Дайте теоретическое объяснение этой зависимости. Решения команд.
Лекции В. И. Шелеста
В первые два дня семинара с 16:00 до 18:00 прошли лекции Владимира Ивановича Шелеста. В 80-е – 90-е годы он работал учителем физики в 130-й школе, был основателем новосибирского ТЮФа, руководил межшкольной лабораторией «Одарённым детям — талантливый учитель». Сейчас Шелест живёт в Германии, занимается научными исследованиями в области биоинформатики. Его лекции были посвящены философским вопросам образования, современному состоянию школьного обучения в разных странах мира, а также тому, как можно преподавать физику на основе нестандартных задач.
Отзывы участников
На таком семинаре была первый раз и ехала с некоторым страхом. Результат превзошёл все ожидания. Очень понравилась рабочая, доброжелательная атмосфера, возможность общаться с коллегами. Было интересно почувствовать себя в роли детей, выполнять задачи, решения которых рождались на ходу. Три дня пролетели незаметно. Огромное спасибо организаторам семинара и лично Андрею Ивановичу, тренеру нашей команды.
Солодовникова Галина Николаевна, учитель физики, школа 93, Барабинск
Структура семинара такая же, как и сам турнир. Это позволяет увидеть разные позиции (участника, ведущего, члена жюри) и побывать в разных ролях. Интересующим вопросам и «особым» местам уделялось пристальное внимание, что позволяло лучше осознать каждый элемент турнира.
Казаков Андрей Павлович, учитель физики, Аэрокосмический лицей, Новосибирск
Был неясен вопрос, какое оборудование имеется и что с ним можно делать, так что полтора часа ушло на освоение этой темы. Хотелось бы более оборудованного места. Что такое PASСO, так и не понял. Страшно проявить свои недостатки — физики очень строги к квалификации.
Гольцер Дмитрий Фёдорович, учитель физики, школа 83, Новосибирск
Безусловно полезное дело. По сравнению с первым семинаром более организовано прошла работа над задачами. Но проблемой было малое число участников (у нас в группе по крайней мере). Задачи в этот раз мне показались интереснее (но это субъективно). Много полезной прикладной информации. И вообще, три дня мозг на самом деле был занят делом, а не школьной рутиной.
Глущенко Елена Павловна, учитель физики, лицей 113, Новосибирск
Общение с коллегами и единомышленниками всегда интересно. Эффект от курсов повышения квалификации или от лекций — естественно, на несколько порядков ниже. Обучение в общении — это основа. Есть у кого учиться. Но для себя чувствую некоторый повтор. То есть, пожалуй, двух семинаров мне пока достаточно.
Талабира Оксана Ивановна, учитель физики, лицей 84, Новокузнецк
То, что безусловно — это очень нужная штука для меня лично. В силу специфичности моего образования (и высшее, и аспирантура — заочно) мне не хватает именно практических, прикладных навыков.
Думаю, ещё несколько подобных семинаров — и я пойму, что такое ТЮФ, и как этим заниматься со школьниками. Пока — в основном просто интерес, но его на долго не хватает ребятам. Значит, ещё не понято — а зачем это всё нужно. Чтобы «прочувствовать» все роли — докладчика, оппонента, рецензента — мало одной попытки, так что семинары надо ещё продолжать в следующем году. Желательно перетасовывать команды, чтобы работать с разными людьми в качестве «однокомандников», а также с разными тренерами.
Думаю, надо всё-таки включать какие-то семинары типа «обмен опытом», связанные с возможностями различной измерительной аппаратуры — от простейших мультиметров до PASCO и т. п.
В целом — спасибо, что берёте на себя возрождение ТЮФа для учеников и понимаете, что для этого нужно в первую очередь подготовить (или «разбудить») хотя бы сколько-то педагогов.
Кокшарова Татьяна Александровна, учитель физики, лицей 6, Бердск
На семинаре команда из нескольких человек за два дня должна решить две задачи и подготовить по ним презентации. В ситуации острой нехватки времени проявляются такие особенности работы над ТЮФовской задачей, которых при более долгой работе можно и не осознавать. А тут приходится по необходимости. Самое важное — сразу же постараться увидеть задачу как нечто целое. У этого целого есть части, но они не просто свалены в кучу, а образуют единую структуру. Эти части должны присутствовать уже в минимальной версии решения, и в самой небольшой презентации на 6-8 кадров. Это эксперимент, теоретическая модель и принятые в ней допущения, сопоставление теории и эксперимента. В презентации можно сразу же сделать такие заголовки, и заполнять следующие за ними кадры, как только что-то сделано. Это задаёт и порядок исследования, и порядок будущего доклада.
По оппонированию. Задача оппонента состоит не в том, чтобы «завалить» докладчика, но в том, чтобы затеять содержательный разговор о физике дела. Оппонирование — это чрезвычайно полезное занятие. Кто научился оппонировать, тот и свою собственную работу будет делать гораздо лучше. Потому что в работе он становится сам для себя оппонентом. И рецензент выходит к доске не для того, чтобы хвалить и ругать, а для того, чтобы дать квалифицированную оценку докладу и дискуссии. Надо смотреть на физический бой как на возможность увидеть себя глазами других людей. Это очень продвигает, если ты хочешь двигаться.
А ещё очень важно, чтобы во время боя постоянно ощущался драйв. Если жюри этот драйв чувствует, то и оценки будут высокими. Ведь члены жюри собрались здесь для того, чтобы послушать интересную физику, а не чьё-то занудство и мелкие придирки.
На меня произвёл большое впечатление эксперимент Елены Глущенко по задаче «Глубина резкости». Видно, что он получился не с первого раза, что было перепробовано несколько вариантов, пока команда остановилась на том, о котором они рассказывали в докладе. Упорство и стремление к лучшему — это очень здорово! Понравился доклад нашей команды по задаче «Сила магнита», который делал Тимофей Кузьмин, и последующая дискуссия, которую затеял с ним Дмитрий Гольцер. Особенно — когда Тимофей специально попросил Дмитрия поговорить о сделанных нами допущениях, поскольку было не совсем понятно, насколько этими допущениями было правомерно пользоваться. Такая открытость очень располагает к себе и поднимает тонус происходящего.
Щетников Андрей Иванович, преподаватель Школы Пифагора